Каток — это строительная техника, которая позволяет уплотнить свежеуложенное дорожное покрытие. Первые катки применялись еще до массового производства автомобилей с ДВС. Они представляли собой широкие вальцы на конной тяге. Современные катки XCMG http://xcmg.com.ru/ — сложноустроенные машины, их эффективность позволяет в кратчайшие сроки уплотнить покрытие.
Основные узлы
- Валец — главный рабочий орган машины. Его обычно изготавливают литьем, а внутреннее пространство заполняют балластом для дополнительной нагрузки на грунт.
- Скребки: позволяют очищать поверхность вальца во время работы.
- Рама: служит для фиксации всех остальных узлов машины.
- Органы управления машиной: рулевое колесо и рычаги.
Классификация
По способу передвижения различают катки:
- Прицепные: не могут передвигаться самостоятельно, т. к. нет двигателя, функционируют в связке с трактором-тягачом.
- Самоходные: способны самостоятельно передвигаться за счет собственной силовой установки.
По количеству вальцов:
- Одновальцовые: рабочий орган зафиксирован к передней части, а на задней стороне находятся обычные колеса или гусеницы.
- Двухвальцовые: рабочие органы находятся и на передней, и на задней стороне машины.
- Многовальцовые: оснащены несколькими пневмоколесами.
По способу работы:
- Статические: оказывают воздействие на поверхность за счет собственной массы.
- Вибрационные: внутри рабочего органа имеется вал с тяжелым грузом, который при вращении вальца создает дополнительную вибрационную нагрузку на покрытие.
По типу вальцов:
- Кулачковые: такие катки имеют выступы на поверхности рабочих органов. Они проникают в грунт и уплотняют его. Чаще всего применяются для работы с рыхлым грунтом.
- Катки с гладкими вальцами: поверхность гладкая и широкая, в основном применяются в асфальтоукладочных работах.
- Решетчатые: поверхность представляет собой решетку. При прохождении по глинистой поверхности крупные куски дробятся, за счет чего грунт уплотняется.
- Пневмоколесные: роль вальцов играют пневмоколеса.
- Комбинированные: катки смешанного типа, на передней части может быть гладкий валец, а на задней — несколько пневмоколес.
В зависимости от мощности двигателя и массы дорожные катки могут развивать скорость в пределах от 4-5 до 14 км/ч.