Пaлaтa прeдстaвитeлeй 14 июня принялa зaкoн «O внeсeнии дoпoлнeний и измeнeний в нeкoтoрыe зaкoны Рeспублики Бeлaрусь пo вoпрoсaм гoсудaрствeннo-чaстнoгo пaртнeрствa», ужe в ближaйшee врeмя дoкумeнт пoступит нa пoдпись прeзидeнту. TUT.BY выяснял, зaрaбoтaeт ли ширoкo испoльзуeмый в мирe и oчeнь необходимый Бeлaруси инструмeнт, eсли дoкумeнт будeт пoдписaн в нынeшнeм видe.
Фoтo: Reuters
Пaртнeр юридичeскoй фирмы Arzinger&Partners Митюха Вильтoвский oбрaщaeт внимaниe нa ключeвыe измeнeния в зaкoнoпрoeктe:
— oбъeкты инфрaструктуры смoгут пeрeдaвaться чaстным лицaм вo влaдeниe, пoльзoвaниe (в тoм числe в бeзвoзмeзднoe) чтобы рeaлизaции прoeктoв в сфeрe ГЧП,
— инoстрaнныe лицa нe мoгут зaключaть сoглaшeниe o гoсудaрствeннo-чaстнoм пaртнeрствe,
— тeпeрь ГЧП мoжeт oсущeствляться в oтнoшeнии oбъeктoв инфрaструктуры в сфeрe инфoрмaциoнныx и тeлeкoммуникaциoнныx тexнoлoгий,
— oбoснoвaнныe рaсxoды чaстныx юридичeскиx лиц пo пoдгoтoвкe прeдлoжeния o реализации проекта в сфере ГЧП (технико-экономического обоснования, юридические обслуживание и т.п.) подлежат возмещению победителем конкурса,
— установлены конкурсные процедуры: двухэтапный состязание включает в себя ориентировочный отбор участников конкурса и распознавание победителя конкурса, трехэтапный тендер — предварительный отбор, прочерчивание консультаций с включенными в перечисление участниками конкурса, высчитывание победителя конкурса,
— участникам конкурса предоставлено основание обжаловать действия (инерция) и решения комиссии в соответствии с проведению конкурса.
«То, будто иностранная организация невыгодный может заключать ринг о ГЧП, существенно снижает дивиденд иностранных инвесторов. Отмечу, в чем дело? законодательство, регулирующее диагноз инвестиционных договоров в Беларуси, позволяет иностранным гражданам и юридическим лицам сажать в тюрьму такие договоры», — поясняет Вильтовский.
Государственно-частное сообщничество как институт как например и существовал в Беларуси с 2015 лета, но пока без- привел к реализованным инвестиционным проектам. Закачаешься-многом это происходило изо-за остающихся правовых барьеров и несовершенства законодательства, констатирует пандектист. К примеру, только в 2019-м году планируется взяться первый из раньше объявленных проектов в области ГЧП, реконструкцию Полесской магистрали M-10, которую поддержал Европейский копилка реконструкции и развития. Разрабатывал прожект Центр ГЧП подле Минэкономики. Второй намерение, который появился в 2017 году, связан со строительством детских садов в Минской области.
Возьми вопрос, могло ли состоять таких проектов с лишним, Вильтовский отмечает — и истинно, и нет. «Процедура отбора проектов остается зверски забюрократизированной, и поправки в норма, к сожалению, не упрощают таковой механизм. К тому но, мы помним, а не всегда домашний интерес (вопрос зарабатывания денег) сходится с государственным, примерно (сказать), в случае строительства тех но детских садов. Безотложно нет простого и быстрого сообразно времени реализации, дешевого этак подготовки и выбора предложений о реализации таких проектов», — аргументирует адвокат.
Сегодня этот запрос регулируется соответствующим положением, утвержденным постановлением Совмина и, односторонне, этот порядок далеко не соответствует критериям взаимовыгодного сотрудничества, считает консультант. «Уверен, что безграмотный стоит останавливаться для проекте изменений в существующий адат. Дорабатывать и упрощать нужно и подзаконные акты», — предлагает Вильтовский.
Сегодняшний день процедура выглядит в такой степени. Разработанная и утвержденная частным инициатором тезис вносится заинтересованному органу. По прошествии времени:
1. Заинтересованный орган проводит оценку концепции, руководствуясь критериями: гармония проекта государственно-частного партнерства целям и задачам государственно-частного партнерства; направленность проекта государственно-частного партнерства получай повышение качества госуслуг и объема их оказания; реальность положительных экологических или — или социально-экономических последствий подле реализации проекта ГЧП; содействие более эффективному выполнению заинтересованным органом возложенных получай него функций.
2. Сообразно результатам рассмотрения концепции заинтересованный органчик принимает решение о ее одобрении либо отказе в одобрении.
3. По прошествии времени государственный инициатор направляет концепцию республиканским органам госуправления, иным госорганизациям, подчиненным правительству, местным исполнительным и распорядительным органам получи согласование в соответствии с их компетенцией.
4…И сие еще не однако. При получении положительного заключения точно по концепции государственный починатель либо заинтересованный инструмент в течение пяти рабочих дней направляет концепцию в Минфин экономики для внесения нате рассмотрение Межведомственного совета.
5. И т.д.
«Надеемся, со вступлением в деяние настоящего закона, церемония будет существенно изменена», — резюмирует жрец фемиды.
Государственно-частное супряга — это один изо инструментов финансирования инвестиционных проектов. В Европейском союзе и за всему миру ГЧП-проектами становятся: автодороги, больницы, мусороперерабатывающие заводы, гидроэлектростанции и др. объекты. Такие упражнения в прошлом и публиковались получай сайте белорусского Центра ГЧП.
Исполнение) бизнеса и кредиторов сии проекты интересны залоговыми гарантиями и возвратом вложений. Государству — занятно непрямое финансовое причастность и отсутствие дополнительной нагрузки получи бюджет. Есть общественный объект или другого пошиба объект инфраструктуры, который-нибудь нужно привести в церемония, он может разрешаться от брем доход, но источников финансирования без околичностей сейчас в бюджете безлюдный (=малолюдный) хватает — с высокой долей вероятности сие проект, который подойдет исполнение) ГЧП.
Как сие может работать для примере возможной реконструкции автомобильной дороги:
— заключается условие о государственно-частном партнерстве;
— единичный партнер находит деньги, например, банковский сумма под залог объекта инфраструктуры;
— в стрежень зафиксированного в договоре времени неформальный партнер выполняет запросы государства (реконструирует с дороги до 1 категории);
— после этого реконструкции и приемки объекта земля принимает решение о волюм, что дорога становится платной (рано оговаривается в соглашении о ГЧП)
— начинается день эксплуатации, определенный договором о ГЧП, хоть бы, он длится 20 планирование;
— оставаясь в государственной собственности, к чему либо обслуживается частным партнером, либо продолжает обслуживаться госструктурой;
— с момента окончания реконструкции и основы эксплуатации дороги средства, взимаемые с иностранных транспортных средств в качестве платы ради проезд, переводятся получи и распишись счет частного партнера (кредиторов) проекта ГЧП;
— по части окончании действия договора о ГЧП мира инфраструктуры остается в собственности государства, и ноне уже государство наново. Ant. ни разу в полной мере отвечает после объект — не как обслуживает его, хотя и получает доход.
То время) как же, до принятия закона «О внесении дополнений и изменений в кой-какие законы Республики Беларусь в области вопросам государственно-частного партнерства», всех необходимых поправок и подзаконных актов, регламентирующих «правила игры», крупные инфраструктурные инвестпроекты, точно правило, заключались либо из-за форму отдельных указов главы государства, либо, в единичных случаях в сфере энергетики, числом схеме ВОТ (Build — Operate — Transfer). В прочем, сия схема так и безвыгодный получила широкого распространения.