Мнoгиe сoврeмeнныe aрxитeктoры нe скрывaют пристрaстия к твoрчeству aвaнгaрдистoв нaчaлa 20-гo вeкa и чaстo «цитируют» кумирoв в сoбствeнныx прoeктax. Крoмe тoгo, мoдa нa эту эпoxу oтрaзилaсь нa тoпoнимикe – пoявляются улицы, бульвaры и oтдeльныe кoмплeксы имeни Влaдимирa Тaтлинa, Вaрвaры Стeпaнoвoй, Эль Лисицкoгo и другиx xудoжникoв. Экспeрты
«Мeтриум»
нaсчитaли в стoлицe и oблaсти 19 нoвыx тoпoнимoв в чeсть знaмeнитыx рeфoрмaтoрoв искусствa, a тaкжe прoaнaлизирoвaли, кaк прoявляeтся увлeчeниe искусствoм aвaнгaрдa в сoврeмeнныx aрxитeктурныx прoeктax, кoнцeпцияx рeстaврaции и блaгoустрoйствa.
Нoвый лингва искусствa: oт oвaций дo гoнeний
Aвaнгaрд и oдин изо eгo прoявлeний – кoнструктивизм – считaются нaпрaвлeниями в искусствe, вoзникшими в свoё врeмя кaк рeaкция нa кaтaклизмы и сoциaльныe прeoбрaзoвaния нaчaлa 20 вeкa. Aбстрaктныe, пoрoй нeпoнятныe и вызывaющиe рaбoты Кaзимирa Мaлeвичa, Влaдимирa Тaтлинa,
Эль
Лисицкoгo, Вaсилия Кaндинскoгo, Aлeксaндрa Рoдчeнкo, Вaрвaры Стeпaнoвoй стaли в будущeм oснoвoй визуaльнoй культуры. Чaстo привeржeнцы нoвoгo стиля выxoдили ради рамки полотна, являясь одновременно и архитекторами, и скульпторами, и инженерами, и дизайнерами, и модельерами. За революции 1917 года авангард утвердился у нас в качестве доминирующего направления в искусстве. Во всяком случае в 30-е годы в архитектуру вернулся тренд держи неоклассицизм (под лозунгом «дворцы ради народа»), в изобразительном искусстве на века обосновался соцреализм. Авангард был объявлен вредным, формальным искусством и на долгий срок забыт.
Несмотря на то, аюшки? многие изобретённые тогда приёмы, как-то, в дизайне, фотографии или проектировании распространились, и их продолжали повсеместно эксплуатировать, интерес к личностям художников и наследию авангарда был на долгое время потерян. Ещё 15-20 лет отступать горожане больше любили, скажем, день неоклассики, так называемый сталинский ампир 30-50 годов, неужто изысканный дореволюционный московский модерн, в ведь время как Татлин с Лисицким были объектом пристального внимания всего искусствоведов и студентов архитектурных ВУЗов, притом по всему миру.
Мировое объяснение
Возможно, одной из причин того, сколько к эпохе авангарда присмотрелись на родине, стали многократные признания в любви русским художникам-новаторам со стороны иностранных знаменитостей.
Заха Хадид
– знаменитый современной архитектуры – не присест говорила, что вдохновлялась творчеством Казимира Малевича. Её дипломный план, к слову, так и назывался – «Тектоник Малевича».
Рем Колхас бери своих лекциях в Москве рассказывал, яко знакомство с русскими конструктивистами, в частности с проектами Моисея Гинзбурга и Ивана Леонидова, повлияло возьми его выбор профессии архитектора.
С дома-коммуны к современному ЖК
Большую место в популяризации конструктивизма сыграли удачные проекты реставраций некоторых знаковых объектов. Во, Дом Наркомфина на Новинском бульваре (где-то называемый, дом «переходного в виде» к дому-коммуне), возведённый в 1928 годы по проекту Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса, открылся в 2020 году следом масштабных восстановительных работ, которые вело тотализатор «Гинзбург Архитектс». Днесь этот дом уже заселён. Естественно, покупателями квартир в нём становились теточка, кто ценит историческую и культурную составляющую проекта.
Предприятие-кухня на Новокузнецкой улице – сызнова один образец удачной реставрации. Слабое место работ выполнен в 2014 году командой
Kleinewelt
Architekten, сейчас известной по проектам небоскрёбов (как например,
MOD
и
Symphony
34).
Недавно анонсировано ещё небольшую толику проектов по приведению в порядок старых построек эпохи конструктивизма. В этом, разумеется, есть огромная необходимость, так т. е. здания близки к своему 100-летнему юбилею. Бесцельно, скоро получит новую жизнь Кибитка Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке. Оригинальное людская цилиндрической формы, которое знаменитый зодчий построил для себя в
1927-1929
годах, планируют исправить к 2024 году.
Влюблённые встречаются для Шагала
Одним из признаков возросшего интереса к эпохе авангарда выходит появление улиц, бульваров, жилых комплексов, носящих имена звёзд этой эпохи. Сие новое явление, так как художники, в предзнаменование от писателей и учёных, раньше феноменально удостаивались такой формы признания.
Аж 13 улиц на территории жилого комплекса «Зиларт» в 2016 году получили названия в доброе имя художников и архитекторов: улица Кандинского, больверк Шагала, улица Родченко, улица Лисицкого, брод Лентулова, улица Татлина, улица Степановой, корсо Юдина, улица Щусева, улица Мельникова, авеню Гинзбурга, улица Голосова, улица Леонидова, бульварчик Братьев Весниных. Обращение к истории данной эпохи неслучайно в этой локации, учитывая, что-нибудь здесь расположен один из памятников конструктивизма – Валгалла культуры «ЗИЛ», проложенный по проекту братьев Весниных в
1930-1937
годах, какой-либо был модернизирован чуть больше 10 полет назад. Примечательно, что улицы Сашура Родченко и его супруги Варвары Степановой расположены рядком, параллельно друг другу.
Недалеко ото одноимённой набережной возводится жилой ахиллесова пята
Shagal
от
ГК «Пример». Строительство 1 очереди планируется (за)кончить к 2023 году.
В 2020 году открылся лес Малевича в Одинцово по проекту стол
Basis. В архитектуре парка использованы геометрические телосложение: квадрат, круг, треугольник. Ключевой арт-спинар – это символичный памятник художнику с элементами оптических иллюзий до мотивам «Черного квадрата». Оригинатор работы – скульптор Григорий Орехов. Новоприбывший здесь экспонировалась ещё одна нашумевшая инсталляция через этого мастера лэнд-арта – красная третбан к парку Малевича длиной 250 метров. Подзаголовок парка и обращение к творчеству знаменитого супрематиста отнюдь не случайно – Малевич бывал в сих местах в 1917 году.
Комплекс
Tatlin
Apartments
получай Бакунинской улице в Басманном районе Москвы заключает в себя фрагмент здания телефонной станции, построенной в
1927-1928
годах в стиле конструктивизм согласно проекту В. Патека. Реставрацией исторической части здания и надстройкой нового объёма занималось аппарат
Al Studio. Дом достроен в прошлом году.
В безгреховность знаменитого авангардиста Александра Родченко пора и совесть знать названа осевая магистраль в культурно-образовательном кластере
Russian Design District
через Группы «Родина» в Новой Москве. Бульварчик Родченко пройдёт вдоль жилого района и достанет галереей под открытым небом. Игровые и спортивные площадки, павильоны и арт-объекты превратятся в композиции после мотивам абстракций художника. Изучать имущество авангардистов, а также пробовать свои силы в творчестве народ
Russian Design District
смогут в школе
DATA
(Design and Technology Art School).
«Имена таких художников, наравне Казимир Малевич, Владимир Татлин, Шурик Родченко ассоциируются с чем-то смелым, коренным образом новым, амбициозным, – комментирует
Володяка Щекин, основатель и совладелец Группы «Родная сторонка». – Как раз таким автор видим наш проект – кластер
Russian Design District, чего) позволили себе «процитировать» картины Саша Родченко в оформлении главного общественного пространства нашего района и назвали руководящий бульвар в его честь».
(целый) короб отсылок к авангарду можно встретить в Екатеринбурге. Невыгодный зря в последнее время появился призыв «Екатеринбург – столица конструктивизма». В городе большое наследство зданий этого периода. С 2011 возраст издательство об архитектуре Tatlin, которое находится после этого, в столице Урала, ведёт серию публикаций о памятниках, созданных в эту эпоху.
Сбудутся ли фантазии авангардистов?
Авангардисты разработали своего рода футарк, которым пользуются современные архитекторы и дизайнеры, соединяя начатки предложенной универсальной знаковой системы в разных вариациях. Язычище конструктивизма читается и в старых пятиэтажках-хрущёвках, и в модных небоскрёбах. Умы студентов и профессионалов давным-давно будоражит нереализованное наследие конструктивистов – что-то около называемые проекты-утопии: «Летающие на флэту» Георгия Крутикова, «Сатурнарий» Виктора Калмыкова, «Бегающий дом» Иозефовича. Некоторые идеи, которые казались прежде нереальными, уже нашли воплощение вслед за рубежом. В нашей стране также кушать попытки реализации, конечно, не в оригинальной форме, а в переработанной. (пред)положим, жилой комплекс «Бадаевский» сверху Кутузовском проспекте является по сути осмыслением идеи «горизонтальных небоскрёбов» Эль Лисицкого.
«Наследство авангардистов признано и используется во во всех отношениях мире, – резюмирует
Надежда Коркка, управит партнер компании «Метриум».
– Нынче мы наблюдаем всплеск интереса к революционному искусству вводные положения 20 века и в России. Конечно, этому способствуют культурные перипетии, посвящённые периоду авангарда. Например, передвижка в честь 100-летия школы ВХУТЕМАС в Музее Москвы, которая прошла в минувшем году. Разве что говорить об архитектуре современных зданий, так мы видим характерные черты конструктивизма – мощь, геометричность и простоту форм, функциональность – закачаешься многих возводимых в наши дни объектах. Радуют упражнения качественной реставрации проектов той эпохи. Хоть (бы), знаменитый Дом Наркомфина преобразился и стал еще раз жилым. Все 46 квартир в нём проданы».
Матрица: Метриум