Чтo ждeт Укрaину в тo врeмя, кoгдa кoсмичeскиe кaнaлы пeрeстaли быть прeрoгaтивoй бoгaтыx гoсудaрств и oсвaивaются чaстныe кoмп
Инжeнeр и прeдпринимaтeль Илoн Мaск сoвeршaeт в кoсмичeскoй прoмышлeннoсти, прoрыв, чьe влияниe сoпoстaвимo с мaссoвым aвтoмoбилeстрoeниeм Гeнри Фoрд и книгoпeчaтaниeм Иoгaннa Гуттeнбeргa. Oснoвaннaя им кoмпaния SpaceX брoсил вызoв бoльшиe гoсудaрствeнныe кoмпaнии — прoизвoдитeли кoсмичeскиx кoрaблeй и рaкeт, прeдлoжилa нa рынoк уникaльныe рaзрaбoтки и прoдукты пo дoступным цeнaм и зa 15 лeт вырoслa из дeрзкoгo зaпускa в зaкoнoдaтeля тeндeнций кoсмичeскoй сфeры. Иннoвaции Мaскa измeнил рынoк кoсмичeскиx прoдуктoв, кудa пoпaли нoвыx прoизвoдитeлeй и нoвыx клиeнтoв. Зaпуски рaкeт и спутникoв ужe нe привилeгия бoгaтыx гoсудaрств и нe рoскoшь, a oбычнaя прaктикa чaстныx кoмпaний, кoтoрыe xoтят, чтoбы в XXI вeкe, быть иннoвaциoнными и тexнoлoгичными. Бум кoсмичeскoгo рaзвития нaпoминaeт рынoк мoбильныx тeлeфoнoв, нa кoтoрoм зa кoрoткoe врeмя «выстрeлили» нoвыe кoмпaнии с нoвыми прoдуктaми, и в тo жe врeмя вышeл из зoны дoсягaeмoсти мнoгoлeтниx oргaнoв. Кoррeспoндeнт рaзбирaлся, мoжeт ли укрaинский oпыт и пoтeнциaл, чтoбы быть интeрeсным Илону Маску.
Гордость и застоя
25 лет независимости Украины, в основном, гордые славного космического прошлого, доставшимся ей в наследство от СССР, но не заглядывала в будущее. С мощностями для полного цикла производства космической продукции (кроме Украины имеет в семи странах мира), в нашей стране за четверть века не создала ни новый продукт, ни одного инновационного проекта. С падением советского СОЮЗА и окончанием «холодной войны» космическая отрасль Украины потеряла государственному контракту на основные продукты — межконтинентальные баллистические ракеты, которые были главным источником дохода и смысл ее деятельности. Выживание госпредприятий в новой реальности, в большей степени зависит от их руководства, чем от правительственных стратегий развития вселенной, остававшихся на бумаге и не подкреплявшихся финансы.
Например, завод Южмаш производил ракеты-носители «Зенит» для проектов Морской старт и Наземный старт, реализовывал конверсионную программу Днепр, на которой на снятых с боевого дежурства межконтинентальных баллистических ракет выводились в космос коммерческих спутников для различных целей. Харьковское НПО Коммунар помимо производства систем управления для ракет-носителей Союз (для нужд РОССИЙСКОЙ федерации), нашла свое место в производстве деталей для железнодорожных вагонов. Павлоградский химический завод вступил в украинско-американской программы по утилизации боеприпасов. У главного бизнеса филиала КБ Южный были амбициозные планы по реализации украинско-бразильского проекта » Циклон-4 и создать ракетный оперативно-тактический комплекс Сапсан по заказу министерства Обороны, но никогда не были реализованы, и их предложения по кредитам в иностранной валюте в настоящее время погашаются за счет бюджета.
Причина-позвоните на нашу землю с космической еще было участие Украины в производстве компонентов для российских ракет «Союз», которые в NASA стала использовать после окончания собственной программы запусков Space Shuttle. Но с 2014 года военный конфликт с Россией обнулил перспективы совместных проектов, которые были значительную долю в украинском пространстве. Несмотря на то, что запрет СНБО на работу с российскими компаниями коснулся программы мирного космоса, Украина постепенно выходит из сотрудничества с россией. НАСА планирует вообще отказаться от российских ракет из-за высоких затрат на их запуски и ищут другие варианты обслуживания Международной космической станции. Украина уже начала себя вклиниваться в эту производственную цепочку и напрямую сотрудничать с НАСА. Результат — успешный запуск на осень 2016 года ракета Antares с украинским двигателем, произведенным на заводе Южмаш.
Эта единственная за последний год успешным отдельный проект украинского космоса говорят о том, что космическая отрасль в Украине сохраняется на высоком техническом и интеллектуальном уровне, который позволяет реализовать сложные проекты. Но чтобы работал и превратилась наукоемкая отрасль промышленности, где 26 государственных предприятий и 20 тыс. рабочих, необходимо массовое производство продуктов, которое дает рабочие места и возможность обновления технологии.
Довольствоваться ролью «кусочных» подрядчиков, даже в крупных международных проектах, и при этом гордо называть себя космической державой, — самообман. Ключевой проблемой, чем иметь огромную емкость 26 госпредприятий, штучные проекты априори не может решить, а на большие у бюджета средств нет и не будет. Жить одним славное прошлое, мечтать о возвращении советских времен с огромными госзаказами и ориентироваться только на освоение денег — как правило, путь в никуда. Печальный результат этого подхода является то, что в настоящее время в структуре расходов космической промышленности на Украине львиную долю расходов составляют услуги кредитов, взятых на создание проектов, которые никогда не были выполнены. Производительность труда украинского космоса, в десять раз ниже, чем в таких космических странах, как США и Россия. Ученые и молодежь мало соприкасаются с украинским космосом: менее 1% работников отрасли (0,84%) имеют научную степень, а средний возраст сотрудников-51 год. Космической промышленности в стране держит в конце ДВАДЦАТОГО века, в то время как остальной мир пытается в ХХІІ веке.
Смена поколений приносит новаторов
В США на стыке тысячелетия космической промышленности также сталкивается с проблемой смены поколений. В начале 2000 года число работников в отрасли сократилось на 68 тысяч человек по сравнению с началом 90-х. Старые кадры, чей звездный час был во время холодной войны, и работы по проекту «Аполлон», начали уходить на пенсию. И молодые таланты не в аэрокосмонавтику и более перспективные отрасли промышленности и быстро растущие интернет-компании (такие, как просто в те годы пришел бум-com). Признаки стагнации космической отрасли были очень похожи на украинские, несмотря на разницу в объемах финансирования (на которые США до Украины сотни и тысячи раз). Выйти из кризиса в космической отрасли США помогли какие-либо новые деньги, но и новые люди, которые на время отступили «столбы» и «рыцари холодной войны».
В 2001 году НАСА назвал фактор седеющей рабочей силы является главной угрозой для будущих перспектив аэрокосмической промышленности США на ближайшие 5-10 лет. Директор NASA Daniel Golden призвал экспертов, промышленников привлечь молодые люди с новыми идеями и восстановить деятельность компаний, они привыкли полагаться в своей деятельности на старые устройства. К изменениям в отношениях в космической отрасли вынуждало и общественное давление с требованием эффективно расходовать средства налогоплательщиков. Закрытая и технически сложной отрасли, аэрокосмической развития, без которой практически нет квалифицированных незаангажированных экспертов, — всего лишь еще Klondike гладкой раздувания бюджета и завышение цен. Потому, что исполнитель несет ответственность только за действия в назначенное время запуска ракеты или настройки спутника. Бюджет под это все можно сформировать почти с потолка, потому что деньги как бы ничьи, из кармана налогоплательщиков. И налогоплательщики не могут понять, почему ракеты на сумму 5 млрд евро, а не 500 тысяч: в связи с тем, что специалисты, которые знают, что это дорого, и может об этом сказать — это они сами представители промышленности, которая заинтересована в раздувании бюджетов. Когда государство в одном лице и заказчик, и исполнитель, и экспертов, нет никаких причин, чтобы бороться за эффективность и снижение затрат.
В НАСА в 2000 году, показало, что кризис поколений, зависимость от монополистов, и то, что время на исправление ситуации мало. Лучшим решением было участие в закупки разработчиков, которые выросли за пределами сложившейся системы и должны современные подходы. Из запуска, одного из многих, компания Маска, вырос в лидера, благодаря уникальный разработки, конкурентоспособные цены и серии успешно выполненных заказов. В 2006 году Маск выиграл конкурс НАСА в рамках программы Commercial Orbital Transportation Services (COTS), рассчитанной на шесть лет и SpaceX получила финансирование в $ 396 млн на разработки и демонстрации ракеты Falcon и корабля Dragon. Выполнение контракта разбито на 40 шагов, каждый из которых оплачивался отдельно. Два года спустя Маск заменил государственные поставщики: в 2008 году НАСА подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд. долларов сша на 12 запусков ракеты Falcon 9 и космический корабль Dragon. В 2016-м SpaceX заключила контракт с военно-воздушных сил США на вывод орбитальных спутников GPS с помощью Falcon 9 на $ составила 82,7 млн.
Space X производит жидкостные ракетные двигатели, ракеты-носители, космические аппараты, программное обеспечение и осуществляет запуски в разы дешевле, чем в крупнейшей транснациональной космической корпорации. Компания работает как в государственных программах, которые финансирует НАСА, так и на рынке коммерческих запусков. НАСА, чей годовой бюджет на космические исследования, составляет 18 миллиардов долларов, в 2011 году прекратила осуществлять пилотируемые запуски космических кораблей и дай эту функцию поставщикам. Как госкорпорация по освоению космоса, агентство уже ничего не производит, не разрабатывает и формирует государственный заказ. На рынке космических продуктов и услуг в США есть частные компании (SpaceX и другие) и государственного предприятия — дорого и не слишком эффективно. Их цена в разы выше, чем у частников — например, стоимость создания автоматической межпланетной станции Europa Clipper составил 2,3 млрд. (без учета стоимости самой запуск с ракетоносителем), разработка спускаемого аппарата — $ 700 млн Да, правительственные подрядчики будут дороже, так как содержат в структуре затрат на дальнейшие научные разработки, создание новых технологий, испытания и др. Но уже ясно, что космическая индустрия движется ближе к рынку. И даже в тех программах, где государство выступает заказчиком спутника или космического начала, проводятся тендеры, в которых могут принять участие различные компании, как это принято в рыночной экономике. Кроме того, примечательно, что на этом рынке диктуют правила не только частные строительные компании, но и частных клиентов. Если 10-15 лет назад в структуре космических заказа была около 90% государственных и 10% частных, сегодня общая тенденция в разных странах: 50-70% от закупки, а остальные — частные. Это открывает окно возможностей, в том числе и для производителей из Украины, которые имеют опыт, технологические возможности и специалисты.
Быть космической державой, или не быть — вот в чем вопрос
Космическая отрасль является локомотивом для многих других инновационных проектов и отраслей, как машиностроение, металлообработка, электроника. Вопрос в том, что необходимо сделать, чтобы Украина осталась космическим государством в ближайшие 10-15 лет, вопрос задать ведущим экспертам отрасли. К сожалению, на него, обнаружил, что может ответить «столпов» сфера деятельности — директор Национального института стратегических исследований, глава космического агентства Владимир Горбулин и генеральный директор КБ Южное » Александр Дегтярев. Так же примечательно, что доступны в открытых источниках, заявления этих экспертов, применяются только в отношении прошедших и незавершенных проектов — » Циклон-4 и телекоммуникационного спутника Лыбидь.
Те эксперты, которые поделились своим видением будущего Украины в глобальном космическом рынке, были солидарны, что страна имеет все меньше и меньше времени, чтобы преобразовать былую силу в будущем. Сохранить статус космического государства, Украина должна включиться в мировой рынок, прагматично, учитывая все реальности: то, что правительства стран — лидеров в области заинтересованы финансировать своих производителей (и наука, соответственно), и что бездумная продажа технологий развивающимся странам (в которых является дешевая рабочая сила) только ускорит похороны космической промышленности на Украине. В то же время стремительно развивающемуся рынке запуска коммерческих спутников, который с подогревом, интернет-компании будут нуждаться в украинских ракет-носителей и опытные специалисты.
«Украина должна ориентироваться на страны-фавориты, это в первую очередь США. Есть технологии и главные заказчики услуг по запуску спутников — современный интернет-компании. Нам есть чем заинтересовать Илона Маска, или другие компании что — основателей SpaceX. Наше главное преимущество — это инженеры с образованием и опытом работы в отрасли, которых нет в других странах», — сказал советник главы Государственного космического агентства (ГКАУ) Сергей Федоров.
Александр Буткалюк
В Украине есть опыт разработки и реализации сложных проектов и талантливых людей, которые создают инновации и хотят воплощать их в нашей стране — примером стала команда инженера Александра Буткалюка, победы в 2016 году на хакатоне NASA с проектом MarsHopper. Тем не менее, инноваторы и остались в статусе добровольцев, у государства не было возможности интегрировать их в команду, в системе космической промышленности и финансировать их развитие. При этом руководители госпредприятий, неэффективно расходовавшие миллиарды кредитных средств, и поэтому не отвечают проекты, продолжают работать. Перевести советскую плановую и дорого экономику космической отрасли на рыночные рельсы и создать условия, которые позволили бы появление частных стратегических инвесторов, может только государство — владелец всех 26 предприятий. Для этого необходимо проявить политическую волю, как это сделали в США открылись частным компаниям и дав дорогу молодым. Интерес молодых инженеров в космической промышленности подтверждает Буткалюк. Сейчас его команда работает над новым проектом, с которым рассчитывает заинтересовать Европейское космическое агентство.
«Сегодня мы наблюдаем рост интереса к изучению вселенной. Украина имеет все ингредиенты, чтобы вести активную космическую деятельность. Это производственная база и специалисты высокого уровня. В настоящее время в нашей стране ИТ «вымывают» лучших специалистов из всех отраслей промышленности. Но, когда на Украине появятся коммерческие проекты космической направленности и уровня заработной платы, чтобы догнать ИТ-отрасли, а затем начнется обратный процесс», — говорит Буткалюк.
Состояние промышленности вообще уникальный. В тех же США в «нулевой» лучше пошли в ИТ-отрасли, но с приходом Маску и частных проектов пошел обратный процесс.
Любомир Сабадош
«Мы должны строить свою перспективу и развивать свою идею. Уникальным преимуществом Украины легкие ракеты-носители, которые можно создать, с учетом технологического развития наших предприятий. В этом направлении движутся американцы, японцы и там следят за государства, которые планируют стать космическими. Затратную часть выплачивается. Задача государства-создать условия, чтобы инвестор пришел в Украину. Инвестор должен понять, кто управляет собственностью и кто несет ответственность за обязательства», — считает бывший глава Госкосмоса Любомир Сабадош.
Инвесторов может заинтересовать, только если у них будут гарантии, не одно честное слово нанятых государством менеджеров, как сейчас. Для оптимизации активов и привлечения инвестиций в предприятия авиационной промышленности необходима их корпоратизация. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В конце 2016 года коллегия Государственного космического агентства единогласно одобрил новую стратегию реформы отрасли, которая включает в себя три этапа: создание государственного концерна Укркосмо», корпоратизацию предприятий, отраслей промышленности и последующим преобразовании группы в государственную акционерную холдинговую компанию. Эта мера создаст необходимые условия для партнерства украинских производителей космической техники частными компаниями.
Сергей Войт
«Я должен честно признать: наше государство не может быть основным клиентом ракетно-космической техники и зарабатывать отрасли необходимо на зарубежных рынках. Сложность в том, что все основные космические державы решили сохранить их производителей. Иностранные производители для реализации масштабных проектов не привлекают. В этой ситуации единственная возможность обеспечить будущее космической отрасли в Украине — вставить ее в международное сотрудничество по производству ракетно-космической техники, — говорит Сергей Войт, генеральный директор НПО Южмаш имени Макарова. — Это можно сделать различными способами, но единственным действительно надежным перспективы стать частью одного из ведущих мировых производителей. Вместе с космическими проектами, мы считаем сегодня наиболее перспективные проекты альтернативных источников энергии. Вместе с мировыми лидерами готовит инвестиционный проект, который позволит организовать производство ветрогенераторов и аксессуары к солнечным электростанциям на сумму до 500 миллионов евро в год. Это обеспечит загрузку производственных площадей предприятий и в полной мере использовать потенциал сотрудников».
Есть проект «альтернативный интернет», который предполагает выведение на орбиты более чем на 4 тысячи спутников для предоставления доступа к интернету в любом месте в мире, его будет осуществлять компания Маска, вместе с Google, уже с 2018 года. Запуск новых спутников и расчистка орбиты от старых — рынок, который будет постоянно расти. При этом SpaceX недостаточно, чтобы закрыть потребность рынка в пусках: вместо запланированных в прошлом году 20 пусков SpaceX стоит всего восемь, из-за отсрочки запусков, компания теряет миллионы долларов. И проекты этих авиационных производителей, как «Боинг» и др., в разы дороже SpaceX. В то время как Украина имеет опыт серийного производства космических ракет, технологий и высококлассных специалистов, при этом ценовая политика является значительно ниже, ведущих мировых производителей.
Украина осталась в списке космических стран только из-за общей стагнации в космической отрасли, которая проходила в 1990-2000 годы, говорят эксперты. До 1991 года, драйвером на рынке космических инноваций была «холодная война» между Советским Союзом и соединенными штатами, и с его конца еще десятки лет жила лишь на инерции прошлого развития. Тот же Китай, Южная Корея, Индия и другие страны, которые в последние годы стали космическими, использовали советские технологии, которые каким-то образом купили и доработали. На этом фоне Украина может себе позволить спрятаться за фотографии, сделанные в СССР ракет, называть себя космической державой. Но в новой экономике, где ключом к успеху, не былые заслуги и способность предложить продукты новее, дешевле, и быстрее, и, в отличие от США и Европы не миллиардов долларов на новые разработки, Украина имеет очень мало времени для того, чтобы вскочить в этот последний вагон и оставаться космической державой в будущем.
Олег Андреев